Блог

Анна Терешкова: «Открой Рот» – это совмещение игры, литературных навыков, характера, это полноценное самовыражение!

16 октября 2018

“Открой Рот”, как известно, был придуман в Новосибирске в конце января 2011 года в кафе “Бродячая Собака”. Мы поговорили с начальником департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анной Васильевной Терешковой о том, почему именно в Новосибирске рождаются такие значимые культурные проекты и почему не стоит расстраиваться, когда талантливые люди уезжают из родного города.

Biblioring: Когда мы приезжаем в другие города, нас часто спрашивают: “У вас там в Новосибирске что, мёдом намазано? Вы придумали “Тотальный Диктант”, “Открой Рот”, “Монстрацию”. Как считаете, что позволяет новосибирским культурным проектам греметь на всю страну?

АВ: Сам Новосибирск, его история создания. Если оглянуться в прошлое, рост города был связан с вспышками эмиграции. Сюда 125 лет назад приехали питерские инженеры, в это же время появились первые библиотеки, были созданы первые клубы. Это был первый рывок Новониколаевска (прим.: г. Новосибирск назывался Новониколаевском до 1926 года) в цивилизацию и современный мир. Вторая точка роста была, как ни странно, во время ВОВ. Именно в Новосибирск прибыл в эвакуацию культурный десант: сотрудники и экспозиции Третьяковской галереи, Эрмитажа и др. Потом некоторые из них остались, в городе поселились семьи из Москвы и Петербурга. У нас есть стелла, посвященная блокадникам, и для нынешнего поколения она до сих пор много значит. К ней приходят люди, оставляют цветы, чтут память. Третья волна случилась, когда сюда приехал академик Лаврентьев (прим.: Михаил Алексеевич Лаврентьев — советский математик и механик, основатель Сибирского отделения АН СССР и Новосибирского Академгородка, академик АН УССР, академик АН СССР и вице-президент АН СССР) и другие молодые ученые. Это были на тот момент одни из самых лучших умов страны, в Новосибирске началась новая жизнь. Так что здесь, можно сказать, очень хорошая почва и очень хороший генетический ресурс. А еще здесь никогда не было крепостного права.

фото Ростислава Нетисова, Новосибирские Новости

Biblioring: А не обидно, когда создатели таких проектов уезжают из города? Фаустов уехал, Лоскутов уехал, одна Ребковец держится из последних сил.

АВ: В этом с одной стороны наша беда, а с другой стороны это же здорово! Эти люди продолжают прославлять нашу родину. Приведу как пример Звягинцева (прим.: Андрей Петрович Звягинцев — российский кинорежиссёр и сценарист. Обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей. Двукратный номинант на премию «Оскар», родился в Новосибирске в 1964 году). Сложно представить, что он мог бы остаться в Новосибирске и продолжать заниматься любимым делом. Для его уровня таланта и масштаба нужны были другие ресурсы: съемочные площадки, актеры, павильоны, техника и тд. Логично, он уехал. Но есть пример, допустим, Тимофея Кулябина. При том, что он успешен и известен за пределами России, он продолжает работать в нашем городе, потому что театр «Красный факел» дает ему максимум для творческой реализации. Именно здесь он создал грандиозный спектакль «Три сестры». При поддержке труппы, зрителей, руководства. Не каждый театр даст возможность в течение полугода выжимать все ресурсы, иногда в ущерб другим спектаклям, чтобы создать один продукт. В него верили, его ждали и результат был потрясающий. Не будем забывать о великих танцовщиках, которые продолжают работать в нашем Оперном и никуда не уезжают. А Вадим Репин, всемирно известный скрипач, родившийся в Новосибирске! Это отличный пример. Он привозит свой фестиваль в родной город, и это всегда большое событие. Мы, новосибирцы, способны создавать продукт, востребованный во всем мире.

Biblioring: От общего — к частному. Мы сами не знаем, но очень хотим узнать — в чем секрет популярности “Открой Рота”?

АВ: Давайте так. Мы все выросли в Советском Союзе, и это бездушное чтение вслух никогда никого не привлекало, но заставляли же. «Открой Рот» перешел границу, когда заставляют, он перевел это действо в игру и экшн. Ребята собираются, читают вслух друг другу, есть соревновательный элемент. Чемпионат перевернул во многом отношение к текстам и к литературе. Хочется заметить, чтобы прочитать текст, нужно уже быть читающим человеком. Ты не сможешь сходу прочесть правильно, если не привык читать. Ударение, произношение, интонации… И второй момент, все же с детства мечтают о сцене, особенно девушки. Хочется театрального, яркого, выступать на сцене, быть артистом. Здесь ты становишься этим актером, ты выступаешь на сцене. «Открой Рот» – это совмещение игры, литературных навыков, характера, это полноценное самовыражение.

Biblioring: Вы согласны, что вся эта расслабленная, в некотором смысле даже разгильдяйская атмосфера “Открой Рота” работает на пропаганду чтения лучше, чем иные заумные лекции и “комплекс мер по поддержке чтения”? Не перебарщиваем ли мы с геймификацией и эдьютейнментом? (Мы сами не знаем значения этих слов, но они такие модные!)

АВ: Я считаю, что самым лучшим механизмом приучить детей и подростков к чтению остается игра. Это может быть замечательным первым этапом к чему-то большему. Соревнование на Чемпионате по чтению вслух «Страница» – хорошее вовлечение в культуру чтения. И книги у вас подбираются особым образом, они не простые, и это так интересно, открывать для себя новых авторов!

Biblioring: А как еще можно заставить взрослого человека читать?

АВ: Взрослого человека, к сожалению, невозможно заставить что-то делать. Он должен сам себя мотивировать на действие. Дети, кстати, могут быть отличным стимулом для взрослых, принося книги домой или рассказывая о них увлеченно и с энтузиазмом.

Biblioring: Ваши дети читают?

АВ: Мои – да. Я даже удивлена. Они сами ездят в магазины, без моего участия закупают кучу книг. Читают, и мне радостно.

Biblioring: Последнее время актуален вопрос “о плюсах”. Так в книжной среде некоторые описывают проблему с возрастными ограничениями в книгах. Школьникам отказываются продавать Есенина и Маяковского, на нас несколько раз писали жалобы в разных регионах, что мы в “Странице” даем детям неподобающую литературу. Фаустов по этому поводу злится и говорит, что скоро “Буря мглою небо кроет” запретят. А как вы к этому относитесь? Может у вас есть идея, как решить эту проблему?

АВ: Я считаю, что к книгам не должно существовать никаких ограничений. Это моя полная убежденность. Фильмы – другое дело, там тебе показывают чью-то готовую фантазию. Когда ты читаешь книгу, это твоя фантазия, рисуешь образы, исходя из своего опыта и восприятия. Фраза «девушка разделась» у человека 10 и 35 лет вызовет совершенно разные образы в голове! И не нужно взрослым думать своим извращенным умом о том, что может подумать ребенок о тех или иных рассказах, стихах, отрывках. Однако я не говорю о том, что печатная продукция не должна проверяться. На экстремизм, культурную дозволенность – да, но это уже вопрос к издателям.

фото www.tayga.info

Biblioring: Давайте поговорим о фестивале “Новая книга”. Из последних сил мы проводим его уже третий раз. И будет четвертый. Спасибо вам, кстати, за помощь и поддержку. Вы нас все время публично и не публично хвалите, а сейчас поругайте. Чего не хватает этому проекту (кроме денег)? Как сделать его лучше и интересней? Как сделать, чтобы он стал одним из главных городских событий?

АВ: Хотелось бы, чтобы культурная часть была расширена и программа стала более интерактивной. Хотелось бы больше работы с молодежью. Возможно, стоит обратить внимание на формат уличного театра, что-то смежное с литературой. Сейчас к «Новой книге», на мой взгляд, отношение как к ярмарке, а хотелось бы больше фестивальной составляющей.

Biblioring: Вас на НК видели, покупающей самую разную литературу. Расскажите о самой запоминающейся покупке. Прочитали? Или на полке стоит, украшает интерьер?

фото www.tayga.info

АВ: Половина прочитана. Но очень хотелось прочитать все.

Biblioring: Хватает ли в Новосибирске книжных магазинов? Нам кажется, нет. Что нужно сделать, чтобы их было больше?

АВ: Все относительно. Раньше книжных магазинов было больше, но они ушли естественным путем. В какой-то момент люди сказали рублем, что они хотят меньше читать и больше есть. Но все меняется. Сейчас человек хочет не просто зайти в помещение и купить книжку, а попасть в книжное пространство, в котором комфортно, где он сможет и полистать книгу, и выпить кофе, и посидеть на удобном кресле.